Главная
Понедельник, 20.08.2018, 14:03



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Помощь форуму ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум для моделистов » Прочее » Модельные технологии » Копируем детали при помощи литья (Пособие для начинающего мастера)
Копируем детали при помощи литья
bozic77Дата: Воскресенье, 14.08.2016, 01:57 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 307
Награды: 4
Репутация: 59
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Доброго времени суток всем жителям и гостям нашего форума! Представляю Вам, данную статью как пособие для начинающего мастера, именно «МАСТЕРА», а не начинающего моделиста. Сразу оговорюсь, ни чего нового я не придумал, все придумано до меня, я лишь слегка доработал под себя данную
технологию. По сети есть множество подробных, подобных статей, ознакомившись с некоторыми понял что, начинающему трудно все это понять, а главное, это кажется так сложно, что и начинать не хочется.     Постараюсь показать все процессы в фотографиях и доступных комментариях к ним. Искренне
надеюсь что статья кому ни будь  пригодится и станет своеобразной инструкцией. Я не призываю Вас к копированию авторских
работ, или дорогостоящего афтемаркета, а просто показываю, как копировать, сложные для самостоятельного изготовления детали. Данной технологией пользуюсь
более пяти лет и за это время изготовил около трех сотен деталей.      Приступим! Мастер-деталь,должна быть обработана, отмыта, если на ней есть шпаклевка то лучше деталь покрыть грунтом, в моей практике были случаи, когда формовочный силикон
вгрызался в шпаклевку так, что мне приходилось все переделывать. Далее на мастер-детали должно быть все, что вы хотите на ней видеть, отверстия, болтики, расшивка и т.д. и т.п. В противном случае Вам придется это все добавлять на Ваши копии, а вся выгода от копирования детали сведется к минимуму. Для показа
всего процесса я выбрал, не самые простые, но и не сложные детали. Жертвами стали два колеса одно от полковой пушки, другое от жд платформы, в хозяйстве
пригодится. Рисунки 1, 1а. По известным причинам производителей этих деталей называть не буду.

 

Каркас для формы я изготовил из пластикового пузыря от витаминов,размеры показаны на рисунках 2, 2а, 2б. Как видно по снимкам, это просто кольцо с разрезом. Разрез позволяет разбирать формы без проблем. Высота кольца выбрана мной случайно, просто на ширину модельного скотча, как выяснилось позже,  эта высота оптимальна.  Я думаю ни у кого не возникнет трудностей, с изготовлением данной формы, наверняка у каждого в хозяйстве есть подобный пузырек, с просроченными таблетками.

   

Форма у нас есть, теперь берем пластилин, я использую скульптурный, мне кажется он менее липкий, хотя я начинал с обычного детского. Тут не принципиально, берите пластилин и все, далее выкатываем лепешку высотой около 4-5 мм. Я поступаю хитро, после прокатки, просто переворачиваю лепешку и получаю ровную поверхность для установки детали. Размер лепешки должен быть чуть более нашей формы. Рисунки 3 и 3а.

 

Теперь немного об установке детали, легкими нажатиями вдавливаем деталь в пластилин. Важно помнить что, погружение детали в липкий пластилин должно быть по возможности минимальным. При отделении его от формы с деталью, может произойти отделение детали от силикона, что не допустимо. На Рисунке 4 видно на сколько я вдавил колесо.



Далее устанавливаем форму на нашу лепешку с деталью,предварительно проклеивая разрез в форме скотчем. Делаем все не спеша и обдумано, я вдавливаю кольцо формы кусочком фанерки. Затем отделяем лишний пластилин от формы Рисунок 5.



Переходим к изготовлению направляющих нашей формы. Тут тоже все просто, использую для данной цели два отрезка трубочек, разного диаметра, изъятых у антенны от китайского радиоприемника.  Можно конечно и рукояткой кисточки ямок надавить, но тут тогда пластилин распирает в стороны, приподнимая саму деталь, нарушая всю эстетику и аккуратность процесса. Тогда нужно увеличивать размер формы, что влечет за собой расход силикона и прочего. Вкручиваем трубку большего диаметра с четырех сторон, затем трубкой меньшего диаметра делаем еще, одно или два отверстия, это будет «ключ», показывающий направление соединения форм. Его присутствие очень облегчит сборку формы. На Рисунках 6 и 6а, показано как это выглядит.

 

Теперь отвлечемся на вторую деталь, в ней есть сквозные отверстия, для того чтобы настырный силикон в эти дырочки не проник, их нужно закрыть. Все тем же пластилином прикрываем отверстия изнутри. Рисунок 7. На рисунке 8 показал кромку, по которой лучше было бы сделать погружение в пластилин, а так же деталь будет легче обрабатывать именно здесь. Ну, это было как небольшой совет. Так как это колесо больше в диаметре предыдущего, а установок направляющих и ключа ни кто не отменял, то тут пришлось воспользоваться только трубкой малого диаметра. Смотрите Рисунок 9.  Заветные первые формы готовы Рисунок 10, переходим к следующему этапу.

 
 

Добавлено (14.08.2016, 01:57)
---------------------------------------------
Поставьте смайлик чтобы я смог продолжить


С уважением Сергей!
 
bozic77Дата: Воскресенье, 14.08.2016, 02:32 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 307
Награды: 4
Репутация: 59
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Никита, спасибо!
Продолжим.
Материалы, которые использую для работы с силиконом. Рисунок11, тут все ясно, шприцы для двух компонентов силикона, палочка для размешивания всякого добра,  одноразовый стаканчик, (уже подрезанный для удобства), как пример использование всего что обычно выбрасываем, (стаканчик от мороженного) тоже пойдет в дело. На Рисунке 12 силикон с которым работаю уже 3й год, да, да, Вы не ослышались он просрочен уже 2 года. Вот такой хороший силикон. Магазинов торгующим данным добром в сети полно. Но если кому то данный продукт покажется дорогим, не вопрос я начинал с Пентэласта Рисунок 12а, его можно приобрести в любом магазине, торгующим скарбом для мыловарения, этих магазинов еще больше. От себя добавлю для работы в домашних условиях, я рекомендовал бы выбирать силиконы с большим временем жизни, чем дольше он застывает, тем качественней выйдет Ваша форма. Не имея под рукой средств, для создания вакуума или высокого давления, для выжимания воздуха, лучше пожертвовать скоростью в пользу качества. Для протирания инструментов и рук использую туалетную бумагу, а не тряпку. Тряпка не в состоянии все в себя впитать и есть риск, что то испачкать или испортить. Для помощи силикону избавится от пузырьков воздуха, приобрел вакуумный стакан с
насосом Рисунок 13, повторюсь, сей девайс, не обязателен, если Ваш силикон живет более часа. Воздух за это время, сам переберется от детали к верху формы.

 

 

Добавлено (14.08.2016, 02:32)
---------------------------------------------
Заполняем шприцы компонентами силикона, согласно инструкции.Рисунок 14, данная дозировка подобрана по размеру формы, если Ваша форма больше или меньше, ну Вы поняли? Размешиваем в одноразовом стаканчике при помощи палочки, до однородной массы силикон и медленно сливаем в нашу форму. Важно,
льем по одной стороне, давая силикону медленно заполнять все углубления. Если плюхать беспорядочно в форму силикон есть риск образования пустот, то есть не
проливов. На Рисунке 15 видно, как вакуум в банке вытягивает злые пузыри воздуха. Теперь о залитых формах Рисунок 16 нужно забыть часов на 12. Спрятав их от любопытных детских пальцев, настырной и вездесущей кошачьей-собачей шерсти.

   


С уважением Сергей!

Сообщение отредактировал bozic77 - Воскресенье, 14.08.2016, 02:33
 
bozic77Дата: Воскресенье, 14.08.2016, 21:45 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 307
Награды: 4
Репутация: 59
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Артем спасибо!
Дмитрий, дождитесь конца статьи.

Продолжим, прошло 12 часов, пришло время разбирать нашу форму. Снимаем бумагу и отклеиваем скотч Рисунок 17 и 17а, смело снимаем пластиковое кольцо. Важно, при отделении пластилина не поднять деталь. Для этого очень медленно и аккуратно, не давая силикону прогибаться, Рисунок
17б удаляем пластилин.
   

Теперь мы держим в руках, готовую на половину форму Рисунок 18. Далее подрезаем ножницами кромки формы, это нужно для равномерного выдавливания лишней смолы. На Рисунке 19 синим, показана кромка, которую нужно срезать, а красным где ее уже срезал.

 

Теперь все готово для создания ответной половинки формы. Снова скотчем, склеиваем кольца и одеваем их на наши формы, Рисунок 20. Далее, ВАЖНО не забыть смазать разделительным составом, всю контактную поверхность силикона, (только ту часть куда будем лить ответную часть). В качестве разделителя использую ВАЗЕЛИН в аптеке 20р за тубу. Рисунок 21. Плоской кисточкой наносим вазелин на силикон, не жирно но и так чтоб его было видно. Рисунок 22. Попадание вазелина на деталь не критично, если только это не кусок слизи, я его стираю с детали ватными палочками и туалетной бумагой, а так просто стараюсь чтоб этот жир на деталь не попадал.

   

Подготовка завершена, теперь так как и с первой половинкой аккуратно заполняем форму силиконом. Повторюсь, льем с одного края, давая силикону медленно заполнить все пространство. Формы полны силикона, Рисунок 23. Забываем про них на 12 часов.



Поставьте смайлик чтобы можно было продолжить.


С уважением Сергей!

Сообщение отредактировал bozic77 - Воскресенье, 14.08.2016, 21:47
 
AbelardДата: Воскресенье, 14.08.2016, 21:47 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Мастера
Сообщений: 353
Награды: 1
Репутация: 22
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Вазелин в виде масла подходит?

Principissa digna moriendo pro se
 
bozic77Дата: Воскресенье, 14.08.2016, 22:01 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 307
Награды: 4
Репутация: 59
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Цитата Abelard ()
Вазелин в виде масла подходит?
Разницы нет мне просто с тубы удобней.

Продолжим!
Двенадцать часов прошло. Спокойно разбираем кольца,разделяем половинки, удаляем детали, обрезаем кромки, если есть необходимость.
Рисунок 24. Вот так выглядят формы в своем готовом виде.


Приступаем к копированию. Так сказать час истины. Всехспецов по литью прошу выдохнуть это не для Вас. Я лью из самой дешевой, простой и предсказуемой смолы, а точнее клея. «Барабанная дробь» это конечно же ЭДП. Продается в хозяйственных магазинах, строительных рынках, интернетах и даже в некоторых сельпо. Рисунок 25а. Эта жижа, после застывания как стекло хрупкая и прозрачная, что не совсем удобно при обработке и отбраковке деталей. К слову о браке, если все делать последовательно, старательно и спокойно, то толя бракованных деталей не превысит 1%. Вернемся к смоле, отливаем смолу в небольшой пузырек, берем масляную художественную краску, любого цвета какой Вам нравится и добавляем в смолу. Рисунок 25. Вопрос с прозрачностью закрыт, а вот с хрупкостью стекла немного сложнее, я просто обрабатываю деталь сразу, после того как вытащу из формы, не давая смоле стать еще тверже. Готовые детали храню аккуратно и стараюсь не ронять. Хотя мелкие траки и даже крупные колеса, падали и выживали, тут как повезет. Короче смола готова. При помощи шприцев, навожу
необходимую дозировку смолы с отвердителем, все по инструкции. В качестве емкости использую блистер от таблеток, в моем случае это Стрепсилс. На мой взгляд, очень удобно, не размазываешь смолу по большому стаканчику, и все как то под рукой. Рисунок 26

   

Идем дальше, смола с отвердителем ждет, готовим форму. Для подготовки форм, нам понадобится мягкая круглая кисточка и детская присыпка. Рисунок 27 тут не принципиально берем в аптеке самую дешевую. Та, что на снимке осталась от младшего, папке по наследству. Вбиваем тальк везде, в деталь, в ямки, дырки, бугорки, обильно. Лишний тальк тот что не прилип, нужно удалить. Переворачиваем форму и даем ей легкий щелбан. Рисунок 28 одна под тальком.

 

Теперь приступаем к закладке смолы, именно к закладке, а нелитью. Зубочисткой закладываем густую смолу в форму, прям по вот сколько зубочистка возьмет столько и кладем. Если у детали есть бугорки в виде болтиков, заклепок, а на форме они как ямки, старательно тыкаем сквозь смолу в эти ямки острым кончиком зубочистки. Заполнять нужно обе формы, даже если видно, что при соединении смолы хватит, все равно вторую половину нужно обмазать. Смола должна липнуть к смоле. Заполнять нужно с запасом, чтоб видно было бугор из смолы, постарался отснять на Рисунке 29. Далее после заполнения половинок, даем постоять минут пять и приступаем к процедуре изгнания пузырей воздуха, как правило, их мало, кончиком зубочистки прогоняем их к краю детали, они легко разбиваются и исчезают. Если Вас все устраивает, закрываем форму. Тут спокойно переворачиваем ту половинку в которой меньше смолы, на ту в которой дольше. Слегка прижимаем (без фанатизма) половинки друг к другу, не отрывая от стола. С боков выползает лишняя смола, снимаем зубочисткой. Рисунок 30. Далее забываем
про них на какое то время, тут время застывания зависит от количества отвердителя. Так как в форму не заглянуть, на помощь приходит блистер, в котором мы
замешивали смолу. Вставляем в остатки смолы кусочек зубочистки или спичку. Рисунок 31 когда смола застынет, Вы сможете узнать  по той же спичке, просто подергав за нее. Вот,как то так.

   

Поставьте смайлик, будем продолжать.


С уважением Сергей!

Сообщение отредактировал bozic77 - Воскресенье, 14.08.2016, 22:05
 
bozic77Дата: Воскресенье, 14.08.2016, 22:10 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 307
Награды: 4
Репутация: 59
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Артем спасибо!

Продолжим!

Смола застыла, все готово, достаем деталь Рисунки 32 и 32а.Как видно по фото ни пузырей ни дефектов литья нет. Изгибая форму извлекаем
деталь. Рисунок 33. На Рисунке 34 видно, невнятный протектор не пострадал, нужно чуть шкурочкой пройти.

 

 

К колесу от ЖД платформы не придраться Рисунки35 и 35а.

 

Вот собственно и все. Моя задача показать что все не так страшно и сложно. Что бы кто не говорил, данный способ не требует специального оборудования, особых навыков, и больших денежных затрат. Формы я оберегаю от агрессивной смолы, держу в чистоте, после каждой третьей копии, провожу обработку вазелином. Смазываю рабочие поверхности, закрываю половинки и оставляю на сутки. После тальк и в бой. Формы живут от 6 до 16 копий, все
зависит от Вас. Если профилактику не делать 6 копий получается. Мелкие детали располагаю по нескольку штук в одну форму. Если нужна одна мелкая деталь, рядом
с крупной не ставлю, лучше добавить что то полезное, я добавляю барашки, те что в серии танков Т-70, или срезанные с люков петли всякие. То что можетпригодится для улучшения моделей.
Всем спасибо за внимание!


С уважением Сергей!

Сообщение отредактировал bozic77 - Воскресенье, 14.08.2016, 22:16
 
KoolДата: Воскресенье, 14.08.2016, 22:12 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Мастера
Сообщений: 460
Награды: 2
Репутация: 28
Зарегистрировался: 22.07.2016
Статус: Offline
respect

"каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить …" Мф.7:1.

Сообщение отредактировал Kool - Воскресенье, 14.08.2016, 22:13
 
Tol1975Дата: Понедельник, 15.08.2016, 10:21 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Подмастерье
Сообщений: 74
Награды: 0
Репутация: 0
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Жму руку, 

Сообщение отредактировал Tol1975 - Понедельник, 15.08.2016, 10:21
 
DmitryShavrinДата: Понедельник, 15.08.2016, 11:18 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Мастера
Сообщений: 783
Награды: 4
Репутация: 48
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Отличный материал.
Огромное спасибо!
 
Алекс-ОдессаДата: Понедельник, 15.08.2016, 14:48 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Мастера
Сообщений: 28
Награды: 2
Репутация: 9
Зарегистрировался: 24.07.2016
Статус: Offline
Отличная статья, спасибо!
А с помощью вакуумного стакана стакана и насоса можно выгонять пузырьки воздуха?
Кстати, если подогреть ЭДП до 50-60 градусов, она становится гораздо текучее.

И еще вопрос, для чего нужен тальк?


Сообщение отредактировал Алекс-Одесса - Понедельник, 15.08.2016, 14:57
 
bozic77Дата: Понедельник, 15.08.2016, 15:06 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 307
Награды: 4
Репутация: 59
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Цитата Алекс-Одесса ()
А с помощью вакуумного стакана стакана и насоса можно выгонять пузырьки воздуха?

Олег для этого и применяют. Из смолы я не выгоняю только из герметика и то не всегда.

Цитата Алекс-Одесса ()
Кстати, если подогреть ЭДП до 50-60 градусов, она становится гораздо текучее.

Для данной технологии жидкая смола не нужна. Тогда форму невозможно будет перевернуть.

Цитата Алекс-Одесса ()
И еще вопрос, для чего нежен тальк?

Для того чтобы клей-смола не вгрызались в форму.

Всем за отзывы спасибо, если интерес к подобного рода статьям будет высоким, продолжим рубрику начинающего мастера и дальше.


С уважением Сергей!
 
Tol1975Дата: Понедельник, 15.08.2016, 15:27 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Подмастерье
Сообщений: 74
Награды: 0
Репутация: 0
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Интерес будет как у продвинутых, так и у новичков, одни сравнят, другим легче освоить новые технологии.
 
EspadaДата: Понедельник, 15.08.2016, 16:31 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Подмастерье
Сообщений: 22
Награды: 0
Репутация: 2
Зарегистрировался: 18.07.2016
Статус: Offline
Спасибо за статью.
 
SALIVANДата: Понедельник, 15.08.2016, 23:37 | Сообщение # 14
Подполковник
Группа: Подмастерье
Сообщений: 167
Награды: 1
Репутация: 5
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Во-первых, очень полезная статья. Во-вторых, все просто для понимания и повторения. Ну и в третьих - все очень доброжелательно. Только плюс!

В общении предпочитаю на "ты". Для всех - просто Саша.
 
bozic77Дата: Вторник, 16.08.2016, 13:08 | Сообщение # 15
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 307
Награды: 4
Репутация: 59
Зарегистрировался: 12.07.2016
Статус: Offline
Спасибо всем за проявленный интерес!
Принято решение продолжить рубрику начинающих мастеров.


С уважением Сергей!
 
Форум для моделистов » Прочее » Модельные технологии » Копируем детали при помощи литья (Пособие для начинающего мастера)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: